Православные греки в Одессе(2)

Освобождение

10 апреля в нашем городе праздничная дата. В этот день, в 1944 году фактически состоялось освобождение Одессы от «нашествия иноплеменных…». Тяжелое бремя войны побудило наших соотечественников с надеждой и проснувшейся верой, которую не смогли уничтожить богоборческие силы, обратиться к Церкви.

«Господи, — взывал народ, — избави нас от междоусобныя брани».

В войну наши люди не черствели, «ярость благородная» — как распевали в те годы — не вскипала разрушающей лавой в кратере горящего военного вулкана. Народ шел в церковь… Тем более, что наше воинство, военоначальники не стремились в угоду коммунистической религии начать снова борьбу с Церковью.

Оккупационные власти желали поработить не только страну, людей, но также и их души. Пришли наши «братья» — православные румыны. А наш народ в открытых оккупантами храмах искренне и горячо молился о победе нашего русского оружия. Молился и о Красной Армии, где по зову сердца служили Отечеству, а значит Православию, Земле нашей — родные и близкие, оставшихся в захваченном городе одесситов.

Теперь это все позади. Что ждет нашу Церковь теперь?

После войны наступил временный период ослабления гонений на Церковь Христову в нашем Отечестве.

Уже в апреле 1944 года Одесский храм Святой Троицы был готов снова служить духовным маяком для многих одесситов прошедших ужас войны, оккупации иноплеменными, голод, болезни, потери родных и близких.

Который раз за историю Руси Православная Церковь собирает своих чад под крыло веры и любви и дает благословение на покаяние и исправление, на воскрешение духа народа.

Сразу после освобождения Одессы Управляющим Одесской епархией назначается епископ Сергий (Ларин) (+ 1967г.) В труднейшие послевоенные годы Преосвященный Сергий начал восстановление епархии, пострадавшей от оккупации немцев и румын, укрепление в ней Православия.

Летом 1945 года храм Святой Троицы становится духовным центром возрождения Одесской духовной семинарии. Вот как писал об этом событии Журнал Московской Патриархии:

«15 июля 1945 года в Одессе состоялось открытие Пастырско-Богословских курсов. Торжество прошло при большом стечении верующего народа с участием всего городского духовенства и представителей духовенства Одесской и Кировоградской областей во главе с преосвященнейшим Сергием, епископом Кировоградским, управляющим Одесской епархией.

Торжества начались совершением накануне, 14 июля, всенощного бдения в нижнем храме Успенского Собора, где находилась Одесская святыня — чудотворный образ Божией Матери Касперовской. Бдение было совершено архиерейским служением при участии 30 священнослужителей. Пел архиерейский хор в полном составе (70 человек) под управлением регента архиерейского хора, профессора Одесской консерватории К.К. Пигрова.

В 6 часов вечера в Собор прибыл Преосвященный епископ Сергий и был встречен служащим духовенством. Настоятель Собора протоиерей В.В.Шокотко произнес приветственное слово, в котором свидетельствовал о той духовной радости, которою преисполнены духовенство и миряне православной Одессы по случаю открытия богословской школы, и выразил благодарность Святейшему Московскому Патриаршему Престолу, благословившему открытие Пастырско-Богословских курсов в нашем городе. Отметил труды, в Бозе почившего, Святейшего Патриарха Сергия в деле возрождения духовного образования и Святейшего Патриарха Алексия, ревностно продолжающего дело, начатое его предшественником. Поблагодарил и Преосвященнейшего епископа Сергия, инициатора курсов, вложившего в дело открытия курсов всю свою энергию, всю свою душу.

Началось служение всенощного бдения, во время которого архиерейским хором прекрасно были исполнены церковные песнопения в музыкальной обработке лучших русских композиторов.

На кафизмах преподаватель курсов протоиерей И.Г. Брюховетский произнес слово на тему: «Духовное образование в России».

Народ переполнил не только обширный храм, но и густыми толпами стоял вокруг храма, внимая ходу богослужения через раскрытые окна.

В воскресенье, 15 июля, во всех городских храмах были отслужены только ранние литургии, чтобы все городское духовенство могло присутствовать на Божественной литургии в Свято-Троицкой греческой церкви в 10 часов утра. Еще задолго до начала литургии стал стекаться народ к Свято-Троицкой церкви, заполняя храм, церковную ограду и площадь перед храмом.

В южном приделе храма располагается архиерейский хор, занимают свои места духовенство, не участвующее в служении литургии, монахини Михайловского женского монастыря. Вдоль прохода от западных дверей до алтаря занимают места старосты городских церквей, наблюдающие за порядком и благочинием в храме. Выходят на встречу владыке 24 священнослужителя (архимандриты, митрофорные протоиереи, ректор и инспектор курсов, городские протоиереи, благочинные некоторых округов, преподаватели курсов, имеющие священный сан), протодиакон и 5 диаконов. Ровно в 10 часов колокольный трезвон возвещает прибытие архипастыря.

С трудом, сквозь густую толпу, преосвященный Сергий пробирается ко входу в храм. Его встречает приветственным словом настоятель храма и преподаватель курсов протоиерей Г.П. Шапошников. В своем слове он говорит о заслугах прежней духовной школы и выражает надежду, что открываемая духовная школа явится достойной преемницей старой духовной школы, рассадником истинного христианского просвещения и богословского образования.

Торжественно и благолепно идет служение Божественной литургии. Прекрасно поет хор под управлением К.К. Пигрова.

Слово за литургией произносит протоиерей Георгий Шапошников на тему: «Духовное образование в Одессе».

Около 2-х часов дня заканчивается литургия. Уезжает Владыка, расходится духовенство. А народ, выйдя из церкви, долго не расходится, делясь впечатлениями. Некоторые уже заранее направляются к Пантелеимоновскому монастырю, в здании которого помещаются Пастырско-Богословские курсы…»

Свято-Троицкий храм — Александрийского подворья (1956-1999 гг.)

Духовному сокровищу Одессы – Свято-Троицкой церкви суждена была во второй половине ХХ века особая роль: быть духовным центром общения братских православных церквей и народов, укрепления мира между странами и континентами, становления Православия во всем мире. Более сорока лет Свято-Троицкая церковь являлась храмом Подворья Александрийской Православной Церкви в Одессе. Братские связи между Русской Православной и Александрийской Православной церквами существовали давно. Первый ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Порфирий (Успенский), писал более ста лет назад в “Александрийском сборнике”: “Особенно важное приобретение Александрийский престол сделал в 1855 году. По ходатайству митрополита Московского Филарета, Святейший Правительствующий Синод в уважение к бедствиям церкви Александрийской и тамошних единоверных христиан, 21 мая 1855 года передал в ведение Патриархата состоящий в Москве трех-престольный храм Николы в Подкопаях для устройства в нем подворья. К концу года храм был поправлен и освящен”.

Так впервые на Руси учреждено Александрийское подворье, представитество Александрийской православной церкви. Ровно через сто лет, по Промыслу Божию, в Москве в июне-августе 1955 года состоялись исторические переговоры между Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всея Африки Христофором II и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I . Предметом переговоров стало открытие в Одессе подворья Александрийской православной церкви. Открытие подворья Александрийского патриархата в тяжелое для церкви время безбожного гонения, дало возможность сохранить действующим древнейший храм Одессы. Перед основанием подворья двухэтажный дом при церкви на улице Карла Маркса 55 (ныне Екатерининская) был расширен постройкой третьего этажа, полностью предназначавшегося для Экзарха, кроме того, в том же доме был предусмотрен офис для представителя Александрийской церкви. Свято-Троицкая церковь была отреставрирована и благоустроена. Все эти труды принял на себя архиепископ Херсонский и Одесский Никон, скончавшийся в апреле 1956 года, не дожив несколько месяцев до открытия подворья Александрийской Православной Церкви.

В апреле 1956 года Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод назначил на Херсоно-Одесскую кафедру архиепископа Бориса (Вик), с оставлением за ним полномочий Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки. Ему также поручалось управление Ворошиловградской епархией.

С момента основания подворья богослужения в храме совершались на церковно-славянском и греческом языках. Священнослужители Свято-Троицкого храма возносили за богослужением имена патриарха Александрийского, патриарха Московского и всея Руси, экзарха Украины и местного епископа, под духовным окормлением которого находилось подворье. Экзарх, представитель главы Александрийской церкви при Московском патриархате, по положению являлся настоятелем Свято-Троицкого храма Александрийского Подворья. По обоюдному согласию Александрийского и Московского патриархов в каноническом отношении настоятель храма и подворья подчинялся одновременно своей Матери-Церкви Александрийской и правящему Архипастырю Одесской митрополии. Клир Свято-Троицкого греческого храма назначался Одесским архипастырем. В помощь экзарху, для руководства жизнью прихода, по благословению святейшего патриарха Алексия была учреждена должность помощника настоятеля Свято-Троицкого храма Александрийского подворья. Это был старший священник храма, который фактически руководил приходской жизнью и подчинялся Одесскому святителю и экзарху Александрийского патриарха.

За период со времени учреждения подворья до наших дней помощниками настоятеля Греческого храма Святой Троицы были:

1. Протоиерей Георгий Шапошников 1956 -1960 гг.

2. Протоиерей Иустин Поликопа 1960 — 1968 гг.

3. Протоиерей Николай Деснов 1968 — 1975 гг.

4. Протоиерей Виктор Петлюченко 1975 — 1991 гг.

5. Протоиерей Валерий Алексеев 1991 — 1992 гг.

6. Протоиерей Александр Кравченко 1992 — 1999 гг.

Одесское епархиальное управление приняло на себя заботы о нуждах экзарха Александрийского патриарха, ежемесячно выделяя на это 1000 рублей.

Пути Господни неисповедимы. Он ведет Своей Божественной десницей Церковь Свою по пути духовного совершенства. Прошло два года с тех пор, как наше общество десятилетиями пребывавшее в плотном тумане воинствующего атеизма, отпраздновало 1000-летие Крещения Руси. Прежние руководители страны не могли уже сдерживать стремительный интерес к вере, к Церкви, к своим историческим корням. Эти перемены коснулись и нашего храма. 18 декабря 1990 года помощник настоятеля Свято-Троицкого храма Александрийского подворья протоиерей Виктор Петлюченко подает рапорт митрополиту Одесскому и Херсонскому Леонтию (Гудимову). В рапорте в развернутом виде представлено состояние жизни прихода: «административно-хозяйственная жизнь нашего прихода на протяжении последних трех лет катастрофически приходит в упадок» — отмечалось в рапорте. Далее протоиерей Виктор Петлюченко предложил на благоусмотрение митрополита Леонтия ряд мер по наведению порядка в приходе. Среди них самая радикальная: «Назначить Председателем Исполнительного Органа (так назывался раньше Приходской Совет) Свято-Троицкого храма клирика вышеуказанного храма — протодиакона Иоанна Александровича Ганабу». Владыка Леонтий благословил провести общее собрание прихода, которое состоялось 23 декабря 1990 года, под председательством протоиерея Виктора Петлюченко. Согласно нового Устава об управлении Русской православной церкви, среди более активных прихожан были избраны члены 20-ки, ревизионной комиссии, Председатель Приходского Совета. В это время храм стал преображаться. Мы уже неоднократно указывали в этой книге о том, что наш храм с послевоенного времени стоял, как бы постоянным немым укором городу-красавцу Одессе. Храм инвалид без купола и колокольни взывал к помощи. Даже в труднейшие времена гонений на церковь находились отважные люди: архипастыри, пастыри и миряне, которые пытались достучаться к совести партийных правителей. Параллельно с воссозданием колокольни появилась возможность восстановить купол храма. Благословение на восстановление купола дал ещё митрополит Леонтий (Гудимов) в 1990 году. В сентябре 1998 года было завершено воссоздание купола. С 15 октября 1997 года по 16 октября 1999 года осуществлен капитальный ремонт и роспись храма. К декабрю 1998 года была полностью восстановлена кровля храма.

Современная духовная жизнь прихода.

В 1999 году по просьбе Блаженнейшего папы и патриарха Александрийского и всея Африки ПетраVII и по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II Александрийское подворье было перенесено в Москву. Теперь подворье Александрийской православной Церкви находится в Москве, как и сто лет назад…

В июле 1999 года, по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела настоятелем Свято-Троицкого (греческого) храма г. Одессы назначен протоиерей Виктор Петлюченко.

С переводом Александрийского подворья в Москву Свято-Троицкая церковь получает новый статус — становится, как и прежде, приходским храмом Одесской митрополии Украинской Православной Церкви.

К концу 1999 года был закончен ремонт главного алтаря, расписан потолок и установлен витраж с изображением Воскресения Христова.

В следующем году, на праздник Входа Господня в Иерусалим был торжественно освящен после реконструкции и восстановления иконостас центрального алтаря.

Появляются всё новые и новые идеи, как совершенствовать храм, как сделать его максимально приближенным к Уставу Церкви и Апостольским правилам.

Настоятель храма, протоиерей Виктор Петлюченко обратился к митрополиту Одесскому Агафангелу с прошением на устройство баптистерия — крестильни для взрослых. Благословение было получено. Протодиакон И. Ганаба взялся за дело. 18 июня 2000 года при большом стечении народа была освящена крестильня для взрослых.

В июне 2001 года настоятель храма протоиерей Виктор Петлюченко снова обращается к митрополиту Одесскому Агафангелу с рапортом о благословении на восстановление исторической правды, каноничного возвращения наименования некогда освященных престолов в Южном в честь Великомученика Димитрия Солунского) и Северном (Благовещения Божией Матери) приделах Свято-Троицкого (Греческого) храма г. Одессы. Следует благословение. Настоятель получает новые антиминсы. «Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое…» Вернулся в храм Святой Троицы её небесный покровитель святой Великомученик Димитрий Солунский, Мироточивый. Вместе с другими святыми молится он отныне за народ православный, утешая, вдохновляя и защищая его от бед и нестроений.

В начале 2006 года все прихожане нашего храма получили благословение Одесского Святителя: «4. 01. 2006 г. Благословляю отныне Свято-Троицкий храм г. Одессы именовать Свято-Троицким собором г. Одессы. Митрополит Агафангел».

Наш храм носил разные названия: с 1808 по 1908 годы – Греческая Троицкая церковь; с 1908 по 1936 годы – Свято-Троицкая (Греческая) церковь; с 1936 по 1941 годы — храм был закрыт богоборческой властью; с 1941 по 1956 годы — Свято-Троицкая (Греческая) церковь; с 1956 по 1999 годы Свято-Троицкий храм Александрийского подворья; Свято-Троицкий храм, Одесской митрополии Украинской Православной церкви.

Отныне, с 4 января 2006 года наш храм именуется Свято-Троицкий Собор.

 

Воскресная школа

Как уже отмечалось ранее, главной заботой настоятеля в духовном плане было упорядочение работы воскресной школы для взрослых. После нескольких объявлений с амвона спевочный зал (где проводятся занятия) был полон прихожанами, ищущими более глубокого знания о храме, о вере, об истории.

Для устройства детской Воскресной школы пришлось серьезно потрудиться.

Вот как описывают историю возникновения и работы воскресной школы в настоящее время её преподаватели: «1989 год был переломным в Истории Русской Православной церкви. Время гонений на Церковь окончилось, появилась возможность на духовное просвещение мирян.

По благословению Высокопреосвященнейшего Леонтия (Гудимова), митрополита Одесского и Херсонского, при приходских храмах города начали открываться воскресные школы. Перед духовенством встала нелегкая задача создания приходских школ, разъяснения необходимости обучения детей началам Православия. Возникла необходимость подготовки первых православных катехизаторов из благочестивых мирян.

Владыка Леонтий дает благословение преподавателю Одесской духовной семинарии протоиерею Георгию Городенцеву на обучение первых преподавателей воскресных школ. При Доме милосердия открылись катехизаторские курсы, на которых обучали будущих преподавателей основам догматики, апологетики, Истории Церкви, Закону Божию, особенностям преподавания духовных дисциплин.

Помощник настоятеля Свято-Троицкого храма Александрийского подворья протоиерей Виктор Петлюченко составил первую программу и методические рекомендации для проведения уроков. Отец Виктор дал благословение — подготовить помещение для занятий, приобрести учебники: Закон Божий, Краткий катехизис, Молитвословы, Жития Святых.

Программой обучения в воскресной школе предусматривалось — дать сведения о Боге, об ангелах, святых, иконах, молитве, крестном знамении, поклонах, благословении, грехе, душе человеческой, говении и исповеди, причастии, двунадесятых праздниках, правилах достойной жизни.

Перед началом 1989 учебного года состоялся торжественный молебен, который возглавил настоятель Свято-Троицкого храма Экзарх патриарха Александрийского архимандрит Феодор (Хорефтакис), ныне Блаженнейший Александрийский Патриарх. Преподаватели и учащиеся получили благословение и напутственное слово на предстоящий учебный год. И начались первые уроки в воскресной школе нашего Свято-Троицкого храма.

В школе занимались дети от 6 до 12 лет. Родители часто посещали уроки, устраивали для учащихся чай, участвовали в подготовке детей к праздникам Рождеству Христову и Пасхе. Оформлялись выставки детского рисунка. В чистые детские души, как в плодородную почву падали благодатные зерна Сеятеля Жизни вечной. Сердца детей принимали Спасителя. К концу первого учебного года воспитанники нашей приходской школы стали проповедниками Слова Божия в своих семьях. За детьми потянулись в храм и их родители. Атмосфера в школе была добрая, семейная.

Создание детского хора было радостным событием для прихожан нашего храма. Под умелым руководством Наталии Евгеньевны Синицы юные певцы через два года кропотливой работы достойно замещали большой хор храма в период летних отпусков хористов, пели во время Божественной Литургии, выступали с концертами. Слезы умиления выступали у многих на глазах после исполнения детьми Херувимской Бортнянского.

При Свято-Троицком соборе осенью прошлого года по благословению Владыки Митрополита Агафангела создан Приходской молодежный центр. Инициатива по его созданию принадлежала воспитанникам Приходской Воскресной школы и была полностью поддержана настоятелем. Это является свидетельством преданности Святому Православию и Матери-Церкви.

 

Послесловие

В конце повествования об истории и современной жизни Одесского Свято-Троицкого собора в назидание православным христианам, нашим прихожанам и всем, кто именует себя чадом Божиим, хочется привести замечательные слова Русского Златоуста Одесского Святителя Иннокентия (Борисова) произнесенные 6 мая 1845 года и ими закончить нашу повесть о Свято-Троицком соборе. Слова эти простые и понятные, важные и назидательные и, я думаю, очень полезные: «Что же должно делать, чтобы храм сей принес нам всю душевную пользу? Во первых чаще посещать его. Надобно бы посещать, если бы богослужение совершалось, и каждый день: ибо отказались ли бы мы быть у царя, если бы он приглашал нас каждый день? Но тем паче не должно пропускать святаго служения, потому что оно совершается только по праздникам. Можно ли не посетить храма Божия в праздники? Это показало бы, что мы не боимся Господа и небрежем о спасении душ своих. Если придет мысль, чтобы в праздник, когда звонят в церкви, остаться дома, то будь уверен, что эта мысль от лукавого. Он употребляет для сего разные предлоги; то говорит: у тебя то и то не сделано,займись этим теперь, а в храм сходишь в другое воскресенье. Не обольщайтесь сею мыслию. Много ли наделаешь в тот час, в который бываешь в церкви? И пойдет ли дело с успехом, когда ты будешь делать его, не помолившись прежде в церкви, и не испросив благословения Божия? У тех, кои набожны и прилежны к храму, все дела бывают лучше; а у презрителей святыя церкви самый труд бывает не впрок. Еще говорит иногда враг: «ты не так здоров, останься дома, отдохни». Как будто во храм идут на работу! Там-то и отдых душе и совести! То ли дело, когда поусерднее помолишься: на душе становится легче, а с душею и телу лучше. Теплая молитва ко Господу — наилучшее лекарство от всех болезней.

Посещая храм, надобно уметь стоять в нем как должно; иначе, и быв в церкви, ничего не получишь для души; даже вместо пользы получишь вред. В самом деле, не вред ли получает тот, кто идет в церковь не в своем виде (а бывают, к сожалению, и такие)? Это значит ругаться имени Божию, и явно идти под тяжкое осуждение. Не вред ли получают те, кои вместо того, чтобы молиться, заводят в церкви разговоры, нередко такие шумные, что мешают другим слушать и молиться? Не вред ли получают те, кои идя в храм наряжаются чтобы на них смотрели, и думают соблазнять других своими прикрасами? Таковых ожидает неминуемый гнев Божий? В храм надобно идти с умом чистым, опрятно, но без особых украшений; в храме надобно стоять тихо, устремив взор и мысль к Богу и святым иконам. Если необходимо сказать кому что-либо, то сказать просто и тихо. Должно воздерживать себя от самых естественных движений, дабы не помешать тому, что читается, или поётся, напр. кашлять громко и тому подобное. Благоустроив себя таким образом, надобно питать душу свою тем, что совершается в храме»(10, 49-50).

 

Приложение

настоятели свято-троицкой церкви

протоиерей Иоанн Родеус (1799-1808 настоятель Греческого молитвенного дома Святой Троицы) — 1808-1831гг.;

протоиерей Исидор Гербановский — 1831 — 1833 гг;

протоиерей Иоанн Родостат — 1836-1861 гг.;

архимандрит Григорий (Веглерис)- 1861-1866 гг.;

протоиерей Антоний Аргириди — 1866-1870гг.;

протоиерей Николай Ненно — 1870-1871 гг.;

архимандрит Евстафий (Вулизмас) — 1871-1884гг;

архимандрит Ангел (Пефани) — 1884-1916 гг.;

протоиерей Антоний Вальсамаки — 1916 — 1920 гг;

архимандрит Сильвестр (Комантиди) — 1920 — 1922гг;

архимандрит Панаиотис (Ставрос) — 1924 — 1936 гг.;

архимандрит Панаиотис (Ставрос) — с I по Х.1942 г;

священник Сильвестр Вапучич 4.10 — 10.12. 1942г;

архимандрит Георгий (Харгел) — 10.12.1942-7.031943гг;

протоиерей Николай Коваль — 7.03-27.07.1943г;

протоиерей Илья Нестор — 27.07 -8.09.1943г;

протоиерей Георгий Ильичевич — 8.09.43-9.031944гг;

протоиерей Адриан Долу — 9.03- 1.05.1944 г;

протоиерей Николай Стуцкало — 1.05.1944 ;

протоиерей Георгий Шапошников 1945 — 1956 гг.;

архимандрит Каллист (Муссикидис) 1956 — 1959 гг.;

архимандрит Элпидий (Хасапис) 1959 — 1960 гг.;

архимандрит Ириней (Таламбекос) 1964 — 1972 гг.;

архимандрит Хризостом (Пападопулос) 1972 — 1974г.

архимандрит Григорий (Мудзурис) 1974 — 1984 гг.;

архимандрит Федор (Харефтакис) 1985 -1995 гг.;

архимандрит Геннадий (Арнаутелис) 1995 — 1999 гг.;

протоиерей Виктор Петлюченко с 8 июня 1999 года

 

Библиография о соборе

Арш Г.А. Этеристское движение в России. Освободительная борьба греческого народа в начале XIX в. и русско-греческие связи. М.,1970.

Белоусова Л. Г. Греческая диаспора в документах Одесского областного государственного архива. Одесса, 2000. (Рукопись).

Боровой С.Я. За свободу Греции. // Веч. Одесса. 1973. 26 июля.

Гавриил (Розанов), архиепископ. Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической. Одесса, 1848.

Григорий Григорьевич Маразли: меценат и коллекционер. Сб. статей /сост. Л.В. Арюпина, О.М. Барковская, С.З. Лущик, Т.В. Щурова. Одесса, 1995.

Губанов О. Какой из одесских храмов старейший //Од. Вестник. №43.

Де-Рибас А. Старая Одесса. Исторические очерки и воспоминания. Одесса, 1915.

Димитрий (Ростовский), митрополит. Творения Спб., 1911.

Иванова Ю. Опыт политической этнографии. Греки //Новое время. Приложение. 1989. №17.

Иннокентий (Борисов), архиепископ. Сочинения. Спб. 1901. Т.6. 12.

Книги старой Одессы. 1814-1850. /Сост. Л.В. Арюпина Одесса, 1994.

Нарочницкий А.Л. Греческое национально-освободительное движение в России. //Вопросы истории. 1980. №12.

Одесса. 1794-1894. К столетию города. Одесса. 1895.

Платон (Левшин), митрополит. Дух или избранные мысли. М., 1804.

Порфирий (Успенский), архимандрит. Александрийская патриархия. Сб. материалов. Спб., 1898. Т.1.

Реестр памятников Одессы и Одесской области. Одесса, 1973

Россолимо Л. Греческая церковь Святой Троицы. Одесса, 1908.

Сапожников И.В., Белоусова Л.Г. Греки под Одессой. Одесса, 1999.

Семевский В. Политические и общественные идеи декабристов. Спб., 1909

Сергий (Петров), архиепископ. Описание монастырей, семинарии и храмов Херсонско-Одесской епархии на 1 января 1970г. Одесса, 1970. 4.1. (машинопись)

Пятигорский Г. Одесская эфория Филики этерии, Одесса, 1972

Журнал Московской патриархии. 1956-1982.

Херсонские епархиальные ведомости. 1908, 1917. 1875

Прибавления к Херсонским епархиальным ведомосям. 1875, № 4

Журнал «Христианское чтение» 1871.

Журнал Московской Патриархии. 1945, №10

Южно-русский альманах. 1902.

Газета «Молва» 1941-1943.

газета «знамя коммунизма» 1987. 22 марта. Пятигорский Т.

« Рука помощи »

Г. А. О. Фонд № 37, Опись № 2 А, дело 75, лист № 4 об.

Патриарх Сергий и его духовное наследство. М. 1947

Воскресная школа

.

Православный календарь

.

Неделя 22-я по Пятидесятнице

Виртуальный 3D тур по Собору

.

Ответы настоятеля

Обновления фотогалереи

.